ПОИСК:
FAQ | RSS

Вокальная техника и её парадоксы - Часть 22

Участие языка в создании акустического импеданса является также причиной свойственного оперным певцам стремления к твёрдому произношению гласных, требующего, как известно из фонетики, более глубокого расположения языка в полости рта (в чём легко убедиться, сравнив положение языка при произнесении слогов ся, мя, дя, гя и са, ма, да, га). Это делает понятным, что «академическое» произношение оперных певцов - «забыласа» вместо «забылася» в арии Собакина, «за­чем же ты присниласа», а не «приснилася» в романсе П. И.Чайковского, «Зэмфира», а не «Земфира» в каватине Алеко и т. д. - не просто сле­дование сложившимся эстетическим традициям, но и эмпирически

Найденное приспособление, позволяющее певцу сочетать ясность дик­ции с хорошим тембральным качеством звучания своего голоса*. По этой же причине не случайно «певческими» с точки зрения академи­ческого пения оказываются языки, для которых характерно более глу­бокое формирование чистых гласных, например, итальянский или ук­раинский (сравнить: «центральное отопление» или «riscaldamento centrale», «моя мама» или «mamma mia», «красивая девушка» и «гарна дiвчина» и т. д). Здесь же можно вспомнить о рекомендации Глинки петь «итальянскую литеру» А и совете Дюпре петь гласный А как в слове «аmе».

Оперным певцам с хорошей вокальной техникой свойственен и пол­ный стиль произношения гласных, отличающийся значительно меньшим, чем в повседневной речи, количеством редуцированных глас­ных и их практическим отсутствием в ариях широкого кантиленного плана. Эта особенность певческой фонетики мастеров в значительной степени обусловлена сохранением в пении необходимого для резонан­са активного (натянутого) состояния стенок ротоглотки.

В связи с этим следует отметить ошибочность неред­ко встречающегося мнения о необходимости и достаточ­ности для достижения «естественности» вокальной речи оперного певца простого перенесения в неё фонетических особенностей бытовой разговорной речи.

Так, по мнению Л. Б. Дмитриева, «полноценное впечат­ление от слова, даже если оно дикционно чётко, возникает только тогда, когда оно звучит естественно, просто - как в речи. Это зависит от соблюдения в пении некоторых норм произношения речевых слов, хотя, как мы уже знаем, во­кальность нарушает речевые качества гласных. Это каса­ется прежде всего вопроса чистых и смешанных гласных. Неопытный, начинающий певец делает все гласные чисты­ми, т. е. доводит их звучание до всей возможной полноты и ясности. Такое пение искажает естественность звучания слова... Естественное произношение слова в пении всегда предполагает умение петь чистые и смешанные гласные. Чистыми гласными должны быть только те, которые явля­ются в слове ударными, а остальные редуцируются, смеши­ваются в той или иной степени. Мне грустно потому, что весело тебе. Естественность нарушается, если все гласные попытаться спеть полными, чистыми. В сущности, есте­ственное произношение будет близко к такому: Мне - гр/у/ - сна па-та-м/у/, што в/е/-си-ла ти-б/е/. Чистые гласные в этом примере взяты в скобки. Конечно, в написании трудно изобразить смешанные гласные, но всё же если прислушать­ся, то звучание их будет близко к изображённому».

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

ОПРОС ↓
Ваша любимая песня Алсу [?]
Зимний сон
Весна
Иногда
Райский сад
Осень
Свет в твоем окне
Первый снег
День рождения любви
Туда, где сбываются сны

ПОПУЛЯРНОЕ ↓
ПОЛЕЗНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ↓

Показать все

Счетчики ↓

Яндекс.Метрика